О воспитательном потенциале этнокультурного компонента в формировании личности школьника
В последние годы большое внимание стало уделяться гуманизации образования, и этот процесс открывает широкие возможности при использовании на уроках этнокультурного компонента. Суть его – обучение и воспитание учащихся с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, обряды. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит определенному этносу. Задача школы состоит в том, чтобы, с одной стороны изучать, формировать эту среду, с другой - использовать его воспитательный потенциал.
Хочу рассказать о деятельности нашей школы по этнокультурному образованию и воспитанию.
Мы понимаем, что воспитание - это среда, имеющая свой предмет, содержание и систему отражения результата. Процесс воспитания предполагает наличие программы воспитания, в которой отражены не только цели и задачи, но и предметное содержание. Мы прошли этот путь от знакомства с различными подходами, концепциями до разработки собственной модели воспитательной работы. Одним из таких проектов является программа этнокультурного образования и воспитания «Наследие» на 2010-2015 годы. Она реализуется по 5 направлениям:
1. Организация работы по удовлетворению этнокультурных потребностей;
2. Научно-методическое обеспечение
3. обновления содержания образования по башкирскому языку и литературе;
4. Работа с кадрами;
5. Работа с общественностью.
Учебный процесс школы организован согласно учебного плана школ с русским (языком) обучения Оренбургской области: башкирский язык изучается как самостоятельный предмет с 1-9 классы по 3-5 часовой программе в неделю и широко используется во внеклассной работе. Преподавание БЯ имеет практическую направленность. Обучение ведется по учебникам Тикеева. Обеспеченность учебниками 100%. За что мы благодарны МО РБ. Кроме изучения башкирского языка ведется изучение предметов музыка, изобразительного искусства, технологии, физкультуры с обязательным включением краеведческого, в том числе этнографического, материала. Глубокое изучение материальной и духовной культуры народа осуществляется на уроках башкирского языка и литературы. В целях повышения значимости предмета по окончанию 5 класса школьники сдают экзамен по башкирскому языку. По окончании 9 класса учащиеся сдают итоговую аттестацию по башкирскому языку как экзамен по выбору, добровольно. На уроках ИЗО и технологии особое внимание уделяется башкирскому орнаменту. На уроках музыки используются для разучивания песни башкирских композиторов. В школе оборудован и оформлен кабинет башкирского языка. Школа выписывает журнал «Учитель Башкортостана», газету «Караван – Сарай».
Школа является муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в условиях сельской малокомплектной школы». Здоровье – в том числе духовное - актуально сегодня. Цель нашей школы – создание условий для развития личности, личности здоровой, сильной, счастливой. Для реализации этой цели в школе организуются различные мероприятия: экскурсии в Национальную деревню г. Оренбурга и музей под открытым небом, встречи с писателями, деятелями культуры и науки, участниками археологических экспедиций из Оренбурга и Уфы; дети отдыхают в профильной смене лагерей области и Республики Башкортостан. Школьники принимают активное участие в смотре художественной самодеятельности. Останутся в памяти детей различные мероприятия, проводимые в школе: это экскурсии на Висячий камень у села Канчирово, участие в районной экологической экспедиции, экспедиции по близлежащим селам и встречи со старожилами, областной праздник башкирской культуры на берегу реки Ток, 270 – летний юбилей села Кутучево, выступления на юбилее села Канчирово, открытие обелиска в селе Канчирово на 9 мая 2010 года.….
На практике реализована проектная форма работы с учащимися. В рамках проектной деятельности под руководством педагогов проходят индивидуальные консультации, творческие мастерские для детей, деятельностные и технологические игры. Заключительным этапом проектной деятельности является публичная защита проектов перед всей школой и родителями на Дне Защиты проектов, в том числе по родному языку. Учащиеся приобрели опыт в просветительских выходах (в детский сад «Жаворонок», в Канчировскую начальную школу, выступления на сцене), освоили практику разработки и проведения социальных проектов. Особо следует отметить результативность участия в акции «Я - гражданин России». Результаты социальных проектов - спортивная площадка, красивая школа, пришкольный участок, единая форма для отряда ЮИД, сценические костюмы для танцевальной группы, зеленый наряд села…
Огромную роль в патриотическом воспитании играет школьный музей «Аманат» («Завет»), в котором собран большой богатый материал этнографического характера, экспонаты, имеющие историческую ценность, а также материалы о знаменитых земляках, участниках Великой Отечественной войны… Школьный музей отражает историю родной школы, историю села, связь времен, смену поколений, воспоминания о людях села, традиции. Музей помогает в организации и проведении классных часов, «уроков мужества» и других мероприятий военно - патриотической направленности. Одно из направлений деятельности музея – это организация поисково-исследовательской работы школьников. Юные исследователи школы изучили историю 6 башкирских сел района. Особый интерес представляют работы учащихся по этнокультурной тематике. Вся работа объединена общим проектом «Путешествие по левому берегу реки ТОК».
Мы работаем в тесном содружестве с семьей. Школа идет на помощь, на сближение с семьей. Нас объединяет заинтересовать семьи, родителей общей задачей воспитания и обучения ребенка. Семьи – большие помощники в наших начинаниях, в воспитании детей и родителей.
Отлажена системная работа школы с клубом, сельской библиотекой и детским садом. Эта работа реализуется через программу « К земле отцов одна у нас любовь». Наши партнеры: сельский клуб – победитель областного конкурса «Лучшее клубное учреждение», Бакаева В.М.
Сельская библиотека – победитель областного конкурса «Лучшая сельская библиотека»
Детский сад «Жаворонок».
Этнокультурное воспитание школьников продолжается во внеклассной работе.
В первую очередь это предметные олимпиады по башкирскому языку. В феврале отмечаем День родного языка. Наравне с другими предметами проводим неделю башкирского языка. Школьники приняли участие на областной конференции, которая проходила в Каргале в ноябре 2010-2011 года.
В школе для учащихся работают кружки народного танца, ЮИД; в прошлые годы – этнографический - «Тамыр» («Корни»), «Краеведение» и «Турист». Молодые таланты школы участвуют в районных, областных мероприятиях. Ансамбль народного танца «Радуга» (руководитель Агишева Ирина Мажитовна ) – участник и победитель областного детского этнографического фестиваля «Радуга» с 2003 г. Он в ноябре 2008 года выступал на сцене Башкирской государственной филармонии, является постоянным участником районного смотра художественной самодеятельности. Последние выступления состоялись на зональном смотре художественной самодеятельности в Октябрьском, Шарлыке, на фестивале «Зажги свою звезду» в райцентре.
Руководитель кружка «ЮИД» Агишева Зульфия Зуфаровна подготовила победителей районных, областных и всероссийских слетов ЮИД. Ее ученики Субханкулов Рустам и Агишев Радмир защищали честь области во всероссийском слете ЮИД в г. Казани 2006 год, г. Ростов-на Дону 2008 год. Кружковцы – активные участники и победители всероссийских конкурсов, объявленных газетой «Добрая дорога детства». Много творческих работ кружковцев были напечатаны на страницах этой газеты.
Все перечисленные результаты достигнуты благодаря труду педагогов нашей школы. В школе работают 8 учителей, из них высшее образование имеют - 7, награждены Почетной грамотой МО РФ – 1, Почетной грамотой МО Оренбургской области – 2, лауреат губернаторской премии -1, Почетной грамотой МО Республики Башкортостан – 1, учителей высшей категории -1, первой категории - 7. Учитель родного языка Махмутова Мадина Башировна награждена грантом губернатора Оренбургской области.
Новое качество воспитания и образования, повышение качества образования, поиск путей дальнейшего совершенствования образовательного процесса является приоритетным направлением деятельности педагогов и администрации школы. Для этих целей проводится мониторинг образования, прослеживается зависимость динамики качества образования от качества преподавания и создания необходимых условий.
Повысить качество знаний наших учащихся позволило радостное для нас обстоятельство: в 2007 году открыли компьютерный класс. 2009 г - Подключение к Интернету. Для работы в школе имеются 6 компьютеров, необходимая оргтехника, работает электронная почта. Широко используется Интернет, налажена работа компьютерного класса. Создан сайт школы, имеется башкирский шрифт. Большинство выпускников 9 класса продолжают обучение в инновационных школах городов Уфа, Кумертау и Ишимбай. Хочу обратиться руководителям инновационных школ РБ: не агитируйте поступать к вам школьников до 9 класса, их у нас и так мало.
Достижения школы: Дважды (2007, 2009 год) школа становилась победителем областного конкурса среди ОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности», учитель Агишева Зульфия Зуфаровна, за что школа награждена стендами от областного ГИБДД. Школа удостоена диплома «Школа Оренбуржья- 2010», победитель конкурсов «Лучший сайт школы», неоднократный победитель по подготовке школ к новому учебному году. Деятельность пришкольного участка отмечена на региональном и российском уровне. Наша школа является местом проведения различных мероприятий:
совещание директоров и заместителей школ района ( декабрь 2008 г.),
областного семинара «Диалог культур на уроках русского языка» (март 2009 г.),
заседаний предметных РМО (последний – январь 2010 г.),
на базе школы прошли все три районных курултая,
школа - активный участник в организации и проведении культурных мероприятий на территории Александровского района и Зеленорощинской сельской администрации, в организации досуга сельских жителей. Опыт работы школы по этнокультурному воспитанию изучен областным Дворцом детского творчества имени Поляничко. Фильм о школе демонстрировался по областному телевидению в декабре 2010 г в информационно-публицистической передаче «Вместе».
Сегодня хочется назвать имена педагогов, которые начинали традиции нашей школы по этнокультурному воспитанию и образованию: Агишева Минибика Хайбулловна, Гайсина Гульсум Ахметовна, Агишева Люция Гилажевна…..Их ученики:
- Сабитов Ижад Хакович – профессор МГУ
- Сабитов Ирек Хакович - авиаконструктор
- Абдразаков Амир Габдульманович– кинорежиссер Башкирского телевидения, организатор киностудии «Башкортостан»
- Юлуева Альфия Рафиковна - мастер международного класса по парашютному спорту
- Габитов Минулла Рысмухаметович – заслуженный деятель культуры РБ
- Агишева Люция Гиляжевна - «Отличник просвещения»
- Ибракова Земфира Раилевна - «Отличник просвещения»
- Ишбулатов Ренат Нажипович – учитель башкирского языка,
- …..
И сегодня педагоги школы работают на таких выпускников. Выпускник нашей школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, знать жить в условиях рынка и информационных технологий, а так же уважительно относиться к национальным культурам мира, владеть родным языком и знать культуру своего народа.
Мы уверены, что этнокультурное образование является одним из условий в формировании личности - и как полноценно развитой индивидуальности, и как гражданина.
Агишева Амина Асхатовна,
директор МБОУ «Кутучевская основная общеобразовательная школа»
Александровского района Оренбургской области
|