Суббота, 04.05.2024, 21:33
Сайт директора школы: "Управляя по-новому"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Организация и подготовка к государственной итоговой аттестации по математике выпускников 9-х классов
[ Скачать с сервера (40.8 Kb) ] 04.02.2015, 22:48

 

Справка об организации и подготовке к  государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса МБОУ «Кутучевская  ООШ» в 2013-2014 уч/г.

                   Показателем готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА являются следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Информационная работа с учащимися включает  следующие мероприятия: 

  • изучение нормативных документов муниципального, регионального, федерального   уровня, 
  • знакомство с процедурой проведения ГИА, правилами заполнения бланков,
  • определены часы свободного доступа к ресурсам Интернет,
  • расписание работы кабинета информатики,  
  • планирование  работы ИГЗ  в соответствии с запросом  обучающихся и их законных представителей,
  •  оформление  стенда  «Государственная (итоговая) аттестация - 2014», который включает нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА,
  • Проведение занятий по тренировке заполнения бланков
  • Тренировочные внутришкольные ГИА по различным предметам на специальных бланках.

Информационная работа с родителями учащихся включает  следующие мероприятия: 

  • Родительские собрания – информирование родителей о процедуре ГИА, особенности подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информирование о ресурсах Интернет,
  • Информирование о результатах диагностических работ и тренировочных ГИА,
  • Информирование о пунктах проведения экзамена, вопросы пробной ГИА в апреле,
  • Индивидуальное консультирование родителей.

Совместно с родителями  обучающимся 9 класса был проведен классный час  «О нормативно-правовой базе ГИА» и  «Знакомство с  учебными заведениями Оренбургской области и Республики Башкортостан» в рамках предпрофильной подготовки.  В школе проведены родительское собрание «Психологические особенности подготовки к ГИА». Постоянно в поле зрения находится успеваемость и посещаемость учащихся. В сентябре ноябре и январе были проведены анкеты. По итогам данной работы школьники определились  с выбором  учебных предметов на ГИА. В учебном плане определили элективный курс «Ключевые вопросы математики» по математике за счет школьного компонента.  На основании поданных заявлений организованы дополнительные занятия для всех учащихся 9 класса. В январе проведены анкеты «Психологическая готовность к ГИА», «Индивидуальная стратегия подготовки к экзамену».

В  разделе « Работа с педагогическим коллективом»   разработаны  те мероприятия, по результатам которых  оставлялись отчетные документы (аналитические  справки,  отчеты,  протоколы). На педагогических советах, заседаниях школьных методических объединений обсуждались   планы подготовки к  ГИА и их реализация. Каждый учитель, который готовил учащихся  к ГИА,  завел отдельную папку, в которой  хранились  материалы по ГИА. В течение всего учебного года  будут проводиться  мероприятия по контролю работы  по подготовке к ГИА. По каждому из предметов  ГИА будут проводиться  контрольно-измерительные  мероприятия (административные контрольные работы, диагностические работы по материалам ФИПИ, пробные экзамены).

Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания):

 Анализ результатов ГИА прошлых лет, диагностических работ, пробных экзаменов прошлого года, показывает пробелы в преподавании математики в целом, а в частности в среднем звене. У учащихся имеются пробелы в знаниях и умениях базового уровня 5-9 классов, а иногда и начального звена, например, незнание таблицы умножения.

Какие проблемы возникают при подготовке к  ГИА?

  1. Проблема несформированности вычислительных навыков. Результаты экзамена показывают, что большинство допускаемых ошибок – вычислительные;
  2. Сохраняется тенденция отрабатывать навыки решения стандартных заданий, в то время как формированию умений применять знания для решения математических и практических задач уделяется недостаточно внимания;
  3. На низком уровне сформированы умения строить и исследовать простейшие математические модели - решать текстовые задачи;
  4. Типичными при выполнении заданий базового уровня являются ошибки, связанные с незнанием свойств степеней, квадратного корня; с неумением использовать стандартные методы решения простейших уравнений и неравенств (6-9 кл);
  5. С введением в содержание КИМов заданий геометрического характера, проблемным является низкий уровень геометрической подготовки выпускников;
  6. Усиление роли практико-ориентированных заданий в КИМах  9 класса требует расширить диапазон подобных заданий в 5-9 классах;
  7. Новые задания на теорию вероятности в 9 классе показывают недостаточную готовность детей по этому разделу;
  8. Низкая мотивация учащихся и их неуверенность в имеющихся знаниях.

А, в общем, подготовка часто сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена.

Все эти проблемы не одного выпускного года. Подготовка к экзамену должна означать изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых в ГИА. Кроме того, необходимо выявлять и ликвидировать отдельные определенные пробелы в знаниях учащихся, вести тематический учет знаний, пробелов; ввести зачетную систему контроля знаний по темам; включение в учебный процесс задач с практическим содержанием; больше внимание придавать развитию вычислительных навыков. Это необходимо делать не только и не столько в 9 классе или в 11, а на более ранних стадиях обучения.

Выявленные проблемные места в математической подготовке школьников указывают на необходимость контроля знаний учащихся на ступенях обучения - 7, 8 класса в форме ГИА.

 Предметная подготовка к государственной (итоговой) аттестации.

Самая  тщательная работа должна быть проделана с учащимися, так как именно от них зависит результат всех трудов по подготовке к ГИА.  Ежегодное анкетирование показывает, что учащиеся  9 класса  хотели бы  больше времени уделять подготовке по русскому языку и алгебре. По выбранным предметам  были организованы дополнительные занятия педагогами этих дисциплин.

 Для обучающих, имеющих низкую мотивацию к обучению и большое количество пропусков был разработан план работы, который включал  попутное повторение тем, пройденных в  предыдущих классах.

Учащиеся,  посещая дополнительные занятия,  собирали  свой  необходимый материал для подготовки к ГИА  по выбранному предмету и обязательным экзаменам.  

                      Ничто так не развивает способность человека к аналитическому мышлению, как математика. Прочные знания в области этой учебной дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях. В своей практике я довольно часто и создаю ситуации, в которых ученикам необходимо применить знания математики. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, я способствую развитию их мышления. При подготовке к экзаменам они должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в форме теста ставит ребят в довольно сложное положение, т.к. они должны оперировать своими знаниями и уметь применять их чаще всего в нестандартной для них ситуации. Вот здесь для меня и встает вопрос – «Как учить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой знаний учеников, а не наказанием за бесцельно проведенные дни в школе?» При этом многие действия учащихся при решении задач должны быть доведены до автоматизма. Для подготовки к сдаче государственных экзаменов необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторые из тем и разделов курса математики основной и средней школы, т.е. «объять необъятное». Встает еще один вопрос: «Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена?» Ведь практически каждый день на уроке я слышу: «А я забыл, как делать...», и вместо многоточия тут можно вписать наименования всех тем, изученных до того, как ученик признается в своей забывчивости. Что делать в данной ситуации? Можно просто сказать: «Вспоминай!». Ответ можно будет ждать неопределенно долго. Можно обратиться к помощи ребят или самой подсказать решение, но даже и после выполнения задания по всем правилам нет гарантии, что учащийся, столкнувшись с типичной проблемой в следующий раз, справиться с ней самостоятельно. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. При этом ученик утрачивает возможность перейти в разряд хорошо успевающих, поскольку даже при самом добросовестном отношении к предмету он все равно получает отрицательные оценки за ошибки, в основе которых – старые пробелы в знаниях. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели. Обычно при проверке письменной работы я подчеркиваю то место, где допущена ошибка. Но чтобы ее осознать и ликвидировать, ученик должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Учебников с такой информацией у школьников нет, и они не знают, в учебнике какого класса её искать. Эту проблему я решаю следующим образом: каждым учащимся ведется тетрадь-справочник, в которой отражены все основные вопросы данного материала по той или иной задаче, а именно прописываются: теоретический материал (алгоритм решения, помещены тренировочные задания). Таким образом, изучая материал в полном объеме, ученик знает где, как и что ему надо повторить, если такая необходимость возникла. Иногда достаточно одного взгляда на теоретический материал, чтобы ученик «раскрутил» ту цепочку основных умений, которые в свое время, видимо, не были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно одного взгляда на теоретический материал, чтобы вспомнить нужное, значит,  есть необходимость поработать с алгоритмом решения по данной теме. Таким справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к  ГИА.

В чем заключается подготовка к этому тестированию и как эффективнее ее провести? Экзамен по алгебре - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Все выпускники девятого класса  сдают ГИА  по алгебре с первых дней введения этой формы. И поэтому я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена еще с 5 класса, введя тестовые задания в работы учащихся. Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов,  я была вынуждена решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее, выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях.

 В начале каждого учебного года в 5-9 классах проводятся входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся.  При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу. Чтобы достичь хороших результатов, на каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. Положительный результат дает и  зачетная система контроля знаний.  В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7 классе  хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 классе решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. В 5-7 классах применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами. Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке – лекции. Ребята имеют отдельную тетрадь, в которую записывают предписания и образец выполнения задания. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля  усвоения  алгоритма очень часто  провожу небольшие самостоятельные работы, по книге «Блиц-опрос», рассчитанные на 5-10 минут. Цель этих работ – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке.
Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная. Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен.
Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она является целесообразной. Система алгоритмов – программ позволяет в определённой мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создаёт широкие возможности для активной самостоятельной работы учащихся.

В конце 7-го класса учащихся я знакомлю со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Этот сборник предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации по алгебре в новой форме.

Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической

записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов.

Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно более простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.

Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 - 8 заданий, в части 2 - 3 задания.

Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в части 2 - 3 задания.

Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий. Всего: 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня и 2 задания высокого уровня.
          Но даже умения решать задания по всем основным темам не достаточно.

Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить.  Для этого надо учить ученика работать по плану:

  1. Смотрим сколько заданий в тесте.
  2.  Мы знаем, что достаточно выполнить половину.
  3. Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.
  4. Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
  5. Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно.
  6. Чем больше таких заданий, тем лучше.
  7. Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы.
  8. Внимание! Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них неверны.
  9. Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай ответы, пользуясь интуицией.

Для того чтобы увидеть уровень подготовленности выпускников к сдаче экзамена, ежегодно дважды проводим пробную ГИА  в январе (школьную)  и апреле   (АСШ). Технология проведения пробной  ГИА максимально приближена к условиям проведения экзамена.
По желанию школьников работу по устранению пробелов я провожу и во внеурочное время на специально организованных дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для разных учащихся разное. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения. Так, ученику,  не составит большого труда повторить материал и выполнить задания, в противном случае его бездействие регистрируется отрицательной оценкой, хотя, как правило, до этого не доходит: ученик понимает, что без ликвидации пробела он не сможет работать по данной теме результативно. Это позволяет включить в работу каждого ученика, не принуждая его, убеждая принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям. Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.

Привычка к самоконтролю, к самопроверке не менее  важна, чем знание правил и формул. Всегда полезно проверить себя, используя тот или иной подходящий в данной ситуации прием. Следует выделить приемы самоконтроля:

  1. Прикидка границ результатов;
  2. Подстановка как прием самопроверки, выполняемый сразу после решения задачи (а не «если останется время»);
  3. Повторное решение задачи;
  4. Решение обратной задачи;
  5. Проверка полученных результатов по условию задачи;
  6. Решение задачи разными способами;
  7. Проверка на частном случае.
 

Актуально продолжить работу над совершенствованием форм итоговой аттестации учащихся. При использовании тестовой формы переводных экзаменов обеспечивать её многовариантность и дифференцированность  с целью достижения более объективных результатов и учёта  индивидуальных способностей и возможностей детей. При этом задания должны проверять сформированность базовых ЗУНов, т.е. не чрезмерно упрощены или усложнены. Безусловно, учащимся должны создаваться условия на успешное завершение учебного года и переход в следующий класс. Экзамен не устрашающее мероприятие, а естественный итог учебного года, и это должны знать и понимать все участники образовательного процесса.

   Осмыслив положительный опыт подготовки учащихся 5-8-х  классов  к промежуточной переводной аттестации, выпускников 9-х классов  к итоговой аттестации в формате ГИА, администрация и учителя-предметники не должны успокаиваться на  достигнутом. Опираясь на опыт предыдущих аттестаций,  необходимо совершенствовать её технологию, чтобы добиться хороших результатов и обеспечить высокий уровень образовательных услуг.

    Необходимо более осмысленно и терпимо подходить к проблеме допуска учащихся к промежуточной аттестации. Всегда нужно стремиться дать ученику шанс  исправить создавшееся положение, создать условия для успешного овладения базовыми ЗУНами.

С целью улучшения качества подготовки учащихся основной школы учителям-предметникам  рекомендуется:

  • своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях обучающихся посредством мониторинга базового уровня освоения программного материала. Оперативно  проводить коррекционные мероприятия: разного рода консультации, обучающие самостоятельные работы, использование специально разработанных систем упражнений с учётом причин возникновения пробелов и т.п. Постоянно подвергать корректировке календарно-тематическое планирование с учётом «проблемных тем»;
  • учитывать в практике обучения необходимость постоянного тренинга по развитию и совершенствованию вычислительных навыков обучающихся, обращать при этом внимание учащихся на осознанность выполняемых операций;
  • максимально препятствовать формальному усвоению учебного материала. Обращать  внимание на содержательное раскрытие понятий, объяснение сущности методов, показ возможностей применения теоретических фактов для решения различных практических задач;
  • при решении задачи формирования общеучебных умений и навыков обучающихся основной школы развивать их умения осознанного чтения,  навыки работы с текстовой информацией. Эта работа принесет плоды только в случае совместных усилий всех педагогов общеобразовательного учреждения;
  • учить школьников умению работать с информацией, представленной в различной форме (текст, график, таблица, диаграмма и т.п.), уделяя значительное внимание ситуациям из реальной практики;
  • следует пересмотреть методы, приёмы и средства, применяемые при изучении содержательной линии учебных предметов;
  • одной из главных задач учителя является не только развитие формально-оперативных навыков обучающихся, но и обучение их важнейшим приёмам рассуждений, развитие умения мыслить в ситуациях, отличающихся от типичных;
  • учить школьников приёмам самоконтроля, умению оценивать результаты выполненных действий с точки зрения здравого смысла;
  • для обеспечения успешной работы обучающихся на  повышенном уровне сложности предусмотреть использование различного задачного материала, где применяются идеи варьирования исходных данных задачи, нестандартная постановка вопросов, используются различные трактовки понятий и т.п.  При обучении решению задач повышенного уровня сложности особое внимание следует уделить именно обучению процессу поиска решений, а не показу готовых алгоритмов или стандартных процедур. При этом необходимо учить грамотному применению теории в решении и оформлении решения сложных задач исследовательского характера.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: дружба
Просмотров: 1407 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Друзья сайта
  • Официальный сайт Рособрнадзора
  • Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2015)
  • Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
  • Сайт администрации Александровского района
  • Сайт отдела образования Александровского района
  • Сайт Кутучевской основной общеобразовательной школы
  • Сайт учителя математики
  • Сайт села Кутучево Александровского района Оренбургской области
  • Детская общественная организация "Республика Мальчишек и Девчонок"
  • Вход на сайт
    Поиск
    Телефон / факс: 8 (35359) 2-65-39, email: agishewa.amina@yandex.ru kutuchevo2014@mail.ruКонструктор сайтов - uCoz