Суббота, 04.05.2024, 16:59
Сайт директора школы: "Управляя по-новому"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа "Организация работы школы с одаренными детьми"
[ Скачать с сервера (161.0 Kb) ] 04.02.2015, 22:51

 

Программа "Организация работы школы с одаренными  детьми"  (система работы школы с одаренными учащимися)

 

1.Актуальность проблемы

 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

 

2. Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 

3. Задачи:

1.Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2.Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3.Организация системы исследовательской работы учащихся.

 

4. Ожидаемые результаты

  • Повышение качества образования основного и дополнительного блока.
  • Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание».
  • Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека,   творчества в   противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.
  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  •  Издание исследовательских работ учащихся.
  •  Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными  детьми. 

 

5. Этапы:

1 этап – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

 

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

 

2 этап – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов

 

3 этап – переход в режим функционирования

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Переход к системе предпрофильного обучения
  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

 

6. Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР,

 

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Педагоги-организаторы.

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и района.

Методист РОО,

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования района.

 

 

7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

 

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад
  • О проведении предметной недели (декады)
  • О краеведческой конференции
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

 

 

8. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

 

Форма

Задачи

Факультатив

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 

 

  Учебно – исследовательская деятельность   деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

 Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.

Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной  практике.

 

В результате работы по программе «Одарённые дети»

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Содержательный аспект

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должны быть организованы  таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.  Строя различного рода отношения,  в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

— тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

— организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с  другими школами;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

 

 

9. Организация исследовательской работы учащихся в школе

 

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

 

5-7 классы

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Краеведческая конференция.

Кружки.

Секции.

8 класс

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Краеведческая конференция.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 классы).

Спецкурсы

9 класс

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры учащихся.

Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Предпрофильные спецкурсы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Спецкурс

 

10. План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

1 этап

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.

Участие в  районном  туре предметных олимпиад.

Описание системы работы с одаренными учащимися.

Организация деятельности краеведческой работы в музее «Аманат».

Участие в краеведческой конференции.

Разработка Программы "Одаренные дети".

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2 этап

Диагностика склонностей учащихся.

Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.

Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).

Организация деятельности краеведческой работы в музее «Аманат».

Участие в краеведческой конференции.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.

Разработка программы "Профессиональное самоопределение".

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

Участие в  конференции школьников "Наследники Великой Победы".

3 этап

Диагностика склонностей учащихся.

Организация деятельности краеведческой работы в музее «Аманат».

Участие в районной краеведческой конференции.

Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций.

Ежегодно

Диагностика склонностей учащихся.

Организация деятельности краеведческой работы в музее «Аманат».

Участие в областной научно-исследовательской этнографической конференции.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Проект «Я гражданин России»

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Разработка проектов учащимися и учителями

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций.

Анализ итогов реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.

 

 

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одарённых детей

начало учебного года

заместитель директора по УВР

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся. Разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей

ежегодно

заместитель директора по УВР

учителя-предметники

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

заместитель директора по УВР

4.

Расширение сети курсов по выбору с учётом способности и запросов учащихся

к началу учебного года

администрация

5.

Организация и проведение школьных олимпиад

ежегодно

администрация

6.

Участие в олимпиадах на разных уровнях

ежегодно

учителя-предметники

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одарённые дети»

май 2014-2017

администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

учителя-предметники

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

постоянно

учителя-предметники

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

ежегодно

администрация

11.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

ежегодно

администрация

12.

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми

ежегодно, апрель

учителя-предметники

13.

Творческий отчет

ежегодно, май

администрация

14.

Распространение опыта работы с одарёнными детьми

2014-2017

учителя-предметники

15.

Проведение проектной недели

ежегодно, апрель

учителя-предметники

 

 

 
 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: дружба
Просмотров: 837 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Друзья сайта
  • Официальный сайт Рособрнадзора
  • Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2015)
  • Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
  • Сайт администрации Александровского района
  • Сайт отдела образования Александровского района
  • Сайт Кутучевской основной общеобразовательной школы
  • Сайт учителя математики
  • Сайт села Кутучево Александровского района Оренбургской области
  • Детская общественная организация "Республика Мальчишек и Девчонок"
  • Вход на сайт
    Поиск
    Телефон / факс: 8 (35359) 2-65-39, email: agishewa.amina@yandex.ru kutuchevo2014@mail.ruКонструктор сайтов - uCoz