Суббота, 04.05.2024, 13:09
Сайт директора школы: "Управляя по-новому"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Реализация ФГОС НОО с учетом региональных и национальных особенностей в МБОУ "Кутучевская ООШ"
[ Скачать с сервера (23.4 Kb) ] 04.02.2015, 22:37

Реализация ФГОС НОО с учетом региональных и национальных особенностей в МБОУ «Кутучевская ООШ»

24 августа 2012 г, августовская конференция

Документы, методические материалы, определяющие деятельность школ при переходе на новые образовательные стандарты, адресованы всем образовательным учреждениям. Однако важно учитывать особенности сельской школы, ее проблемы, достоинства и ресурсы при реализации ведущих идей стандарта. Среди них выделяются школы с этнокультурным компонентом. И среди них наша школа.

Стандарт предусматривает обучение на родном языке или изучение родного языка, овладение духовными ценностями, культурой многонационального народа России. Родной язык и литературное чтение  включены в число обязательных предметов наряду с русским и иностранным языками, математикой и другими предметами. Это означает, что предметы национально-регионального компонента  входят в обязательную часть ФГОС. Этнокультурные, региональные и национальные особенности должны изучаться также в содержании других предметов.

В нашей школе обучение и воспитание школьников  ведется на двух (русском и родном) языках. Башкирский язык изучается как предмет с 1 по 9 классы. Язык обучения русский (неродной), язык большинства, язык профессионального образования. При разработке и утверждении основной общеобразовательной программы учитывались  обязательно эти особенности. В 1 классе обучение вели по учебнику авторов Тулумбаева Х.А., Давлетшиной М.С. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Методическую консультацию по стандартам по башкирскому языку мы получили на областном научно-практическом семинаре в Тюльгане (май 2011 г) у методистов по работе с национальными школами за пределами РБ. Выписываем и пользуемся методическим журналом «Учитель Башкирии». Учителя активно работают в составе районного методического объединения учителей родного языка. Опыт работы нашей школы по этнокультурному образованию в апреле 2012 года получил высокую оценку на 1  Республиканском фестивале инновационных проектов этнокультурного образования – EthnoEduFest. Программа «Наследие» отмечена дипломом.

В системе общего образования национальных школ русский язык занимает особое место. Владение русским языком как государственным  и языком межнационального общения в идеальном варианте (одинаковое владение родным и русским языками) становится нормой для каждого выпускника нашей школы. А это зависит от нескольких факторов: от методов преподавания русского языка в школе, от учебно-методического обеспечения, от уровня профессионализма учителя, от постоянного совершенствования методики преподавания русского языка в национальной школе. Современные цели и задачи диктуют иную, нетрадиционную организацию процесса обучения. Все должно способствовать успешному овладению вторым языком. Успешность формирования двуязычной личности в идеальном варианте зависит, прежде всего,  от преподавания русского языка в начальных классах. Именно в начальной школе закладывается фундамент речевых умений и навыков. Для достижения поставленной цели на уроке моделируются учебно-тематические ситуации, создаются специальные условия для обучения речевому общению. Такой подход наиболее полно передает суть коммуникативно-ситуационного  обучения русскому языку как неродному. На занятиях обращаем внимание на:

- Практическое владение русским языком, Умение общаться на русском языке, Вхождение в культуру русского народа – носителя языка, Диалог с другими языками и культурами:

- Принцип преобладания устной речи;

- систему упражнений -  материал  располагаются по темам – слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, слова-помощники с целью приобретения навыков постановки вопросов к словам, составления предложений-вопросов, предложений-ответов, способствующих приобретению практических навыков и общению на русском языке.

- Принцип преобладания устной речи.

Конечным результатом формирования двуязычной личности должно стать:

  1. Владение языковой способностью (умение подбирать языковые средства);
  2.  Владение речевой способностью (умение строить устную и письменную речь, владение всеми видами речевой деятельности);
  3. Владение коммуникативной способностью (умение общаться в конкретной ситуации с конкретными  коммуникантами).

Стандарты второго поколения на первый план выдвигают развитие личности и компетентностный подход. Иными словами, образование озабочено не столько тем, чтобы накормить ребенка», сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу». В основе лежит системно-деятельностный подход, способствующий формированию у учащихся умения учиться. Организация педагогами различных видов деятельности, в которых ребенок должен быть успешным – одно из условий самореализации личности младшего школьника. Необходимо многообразие деятельностей и отношений, в которые ребенок может включиться как «пробующий себя» субъект. Кроме того включаются такие задания как «проба пера», «придумай продолжение истории», придумай такую же пару слов»,….В процессе выполнения заданий к текстам происходит активизация всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения и письма. На уроках организуется работа над текстом в два этапа: первый этап – самостоятельное осмысление по наводящим вопросам. Второй этап – коллективное обсуждение наиболее сложных моментов текста, сравнение тем или героев прочитанных произведений данного раздела. При формировании универсальных учебных действий в контексте  изучения курса «Литературное чтение» в условиях учета этнокультурных особенностей выдерживаются три основные линии:

  1. Работа над лексикой (значением и происхождением слов);
  2. Работа над орфоэпией (правильным ударением и произношением);
  3. Обучение правильному словоупотреблению.

Работая в малокомплектной школе,  учителю предстоит решать весьма сложную проблему: как организовать учебный процесс в разновозрастной группе, где ведется обучение школьников из трех разных классов и по разным образовательным программам, а в данный момент и по разным стандартам. При этом в группе могут быть дети с ограниченными возможностями.

Введение стандартов в 1 классе потребовало перестройки всего образовательного процесса. В частности, невозможно организовать разностороннюю и полноценную внеурочную деятельность нескольких школьников 1 класса. Введение ФГОС можно использовать как инструмент для модернизации малочисленной сельской школы, что предполагает существенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Меры по решению данных проблем включают:

Новые государственные стандарты могут быть осуществлены только в условиях образовательной среды, обеспечивающей как ученику, так и учителю комфортность и личностные перспективы.

  1. Формирование временных и постоянных разновозрастных групп с учетом оптимального возраста, специфики предмета, особенностей содержания учебного материала, количеств детей в классах (оптимально 8-10 детей);
  2. Реализация принципов интеграции и дифференциации задач, содержания, форм совместной деятельности в разновозрастных группах;
  3. взаимообучение детей,
  4.  педагогизация учебной деятельности, т.е. передача ряда функций педагога самим детям;
  5. организация самостоятельной работы в малочисленных классах и разновозрастных группах;
  6. регулирование взаимодействия детей разного возраста;
  7. гибкое планирование учебного процесса – интеграция урочной и внеурочной деятельности детей по учебному предмету, использование ресурсов интернета, проведение занятий вне школы…..
  8. проведение ряда занятий на базе опорной школы;

Вышеизложенные особенности, проблемы и преимущества села учитываются и при организации внеурочной деятельности. Реализуется единая программа воспитывающей деятельности в урочное и внеурочное время. При организации внеурочной деятельности школой выбрана модель «школа полного дня». Школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений для проведения внеурочной деятельности детей: центр внешкольной работы, сельский клуб, сельская библиотека, детский сад «Жаворонок». Взаимно используются кадровые и материальные ресурсы. Внеурочная деятельность включает: Введение ФГОС можно использовать как инструмент для модернизации малочисленной сельской школы, что предполагает существенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Меры по решению данных проблем включают:

 

- проведение общешкольных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах деятельности и на этапе подготовки и проведения этих дел.

- создание творческого коллектива под руководством увлеченного человека, соединяющего весь школьный коллектив, а возможно, и жителей совместным и индивидуальным творчеством;

- проведение проблемно-тематических дней, основу которых составляют проектная деятельность, коллективный поиск решения наиболее важных проблем;

- создание детской общественной организации, которая включает детей в различные виды деятельности;

- организация внеурочной деятельности через общешкольные дела, кружки;

- привлекаются педагоги основного звена, педагоги дополнительного образования. Но основная нагрузка по реализации внеурочной деятельности ложится на учителя начальной школы.

- обращаем внимание на развитие социальных связей сельских школьников: выполнение семейных творческих работ по учебным предметам, семейных проектов.

 Из достижений по этнокультурному воспитанию и образованию за последний учебный год следует назвать следующие:

  • II  место  в  областной  научно-  практической  конференции «Диалог культур  как  средство поликультурной  идентичности»;
  • Областной  дистанционный  тур  по  этнографии «Родник чистой души»:
  •  областной  фестиваль народного  творчества «Обильный  край  благословенный».

Выявленные проблемы по школе:

 

- Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно;

– Переходный период, когда пришлось  работать с разными классами по разным стандартам;

– Особым проблемным местом было  формирование коммуникативных и регулятивных умений, так как наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе.

 

В целом, можно отметить, что в сельской школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС, конечно, если педагоги будут готовы к грамотному использованию этих возможностей.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: дружба
Просмотров: 677 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Друзья сайта
  • Официальный сайт Рособрнадзора
  • Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2015)
  • Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
  • Сайт администрации Александровского района
  • Сайт отдела образования Александровского района
  • Сайт Кутучевской основной общеобразовательной школы
  • Сайт учителя математики
  • Сайт села Кутучево Александровского района Оренбургской области
  • Детская общественная организация "Республика Мальчишек и Девчонок"
  • Вход на сайт
    Поиск
    Телефон / факс: 8 (35359) 2-65-39, email: agishewa.amina@yandex.ru kutuchevo2014@mail.ruКонструктор сайтов - uCoz